Тележурналистика

Фадеенко Алексей Михайлович (педагог дополнительного образования)

Педагог – Фадеенко Алексей Михайлович, профессиональный репортёр, видеооператор. Преподаёт основы телевизионных дисциплин на примере личного опыта работы в СМИ.

Обучающие задачи курса:
• ознакомим с основами теории и практики тележурналистики;
• обучим приёмам сбора, обработки и распространения информации;
• обучим приемам работы с монтажным, съёмочным, звуковым и осветительным оборудованием;
• сформируем умение работать в творческой группе.

Развивающие задачи курса:
• разовьём коммуникативные способности, логическое мышления и навыки сотрудничества;
• разовьём умение объективно анализировать, обобщать и систематизировать информацию.

Воспитательные задачи курса:
• воспитаем культуру поведения и общения с людьми;
• сформируем культурологическое мировоззрение и широкий кругозор;
• сформируем ответственность, самостоятельность и независимость мнения.

Ребята будут создавать сюжеты, знакомиться с работой корреспондента, телеоператора, монтажёра, диктора. Научатся качественной фото и видеосъёмке на любом оборудовании. Попробуют себя в написании и озвучивании текстов.

Тележурналистика – путь к становлению многогранной, яркой и всесторонне развитой личности

Статьи
Тележурналистика. Особенности преподавания для детей с ОВЗ

В рамках педагогики дополнительного образования, при реализации образовательной программы «Тележурналистика» есть мнение, что обучающимся с ограниченными возможностями здоровья сложно осваивать телевизионные дисциплины.

Данная статья написана на личном педагогическом опыте работы с детьми школьного возраста, с ОВЗ психоневрологической направленности VII вида.

Особенности преподавания теоретической части

Педагогу необходимо быть готовым к многократному повторению темы, разбитой на простейшие элементы. Историю журналистики, основы, принципы деления на жанры следует преподавать с использованием ярких презентаций, картинок и раздаточного материала с тематическими изображениями в весёлом ключе.

Теоретическую часть введения в профессию телеоператора – желательно минимизировать в пользу практики. На практике дети с ОВЗ усваивают материал гораздо лучше, но сразу встаёт ряд проблем связанных с течением заболевания, обострениями и патологией в целом. Как повысить педагогическую эффективность в таких случаях, будет описано далее.

Мастерство звукорежиссуры и монтаж – это только практика. Теория сводится к обобщению, например: «послушайте «тишину», слышим много различных шумов, звуков, фоновых и амбиентных – теперь создадим (в программе монтажа) звуковое сопровождение видеосюжета с помощью шумотеки. Каждый звук на своей дорожке, далее настроим их громкость».

«ПРАКТИКА, ДОВЕДЁННАЯ ДО АБСУРДА МИНИМУМОМ ТЕОРИИ, РОЖДАЕТ ГЕНИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ОТВЕТЫ НА КОТОРЫЕ ОТЛИЧНО УСВОЯЮТСЯ ДЕТЬМИ С ОВЗ, В НАШЕМ СЛУЧАЕ VII ВИДА»

Мобильная видеосъёмка и соответствующий монтаж – отлично усвояемая тема. Как в теории, так и на практике. Обусловлено это максимальным погружением в мир гаджетов и интернета, где наравне с обычными детьми реализуются различные интересы с помощью мультимедиа. Здесь обучающиеся даже подсказывают педагогу более современные и рациональные решения.

Выпуск телевизионной передачи и защита проекта – это «головная боль» педагога. Для детей с ОВЗ VII вида это очень сложная задача. Оценивать в целом не имеет никакого смысла. Ребят с психоневрологической патологией, за 144 часа программы, сложно научить системно мыслить.

Но если педагог или участник группы без ОВЗ структурирует повествование, то отдельные элементы исполнения вполне могут оцениваться как усвоенные.

Особенности преподавания практической части

Тонкости практической части обучения детей с ОВЗ, по образовательной программе «Тележурналистика», в рамках дополнительного образования заключаются в следующем – разделение на группы по три человека. Напомню, в данной статье рассматривается обучение детей с ОВЗ VII вида.

Обучающиеся, по трое в группе, выбирают для себя следующие роли: корреспондент, оператор, монтажёр. Группы не произвольные, составляются на основании предварительного тестирования и «взаимной приязни». Состав группы не желательно менять на протяжении всего годового курса.

Напротив, в группе дети меняются ролями на своё усмотрение. Такая конструкция обеспечивает максимальную продуктивность в плане усвоения и реализации программы обучения.

Суть в том, что при многократном повторении темы, разбитой на простейшие элементы, обучающиеся с ОВЗ VII вида, переключаются на «коллективное восприятие на конкурентной основе».

Подмечено, что когда тема касается, например «телеоператора», то «корреспондент» и «монтажёр» лучше усваивают т.к. не ассоциируют материал со своими обязанностями. Напротив, тема обращённая к соответствующей выбранной роли персоне, почти всегда провальна, с точки зрения усвояемости.

Важно! Педагогу необходимо крайне внимательно относиться к взаимному обучению, усвоивших материал в группе. Конструкция «точка роста там, где больно» для детей с ОВЗ категорически неприемлема.

Обучение класса разбитого на группы по три человека, с конкретными ролями из тележурналистики – имеет как предметные, так и метапредметные результаты. Но тонкая грань при самообучении внутри группы должна контролироваться педагогом. Иначе появляются лидеры, нещадно притесняющие отстающих. В таком случае, меняем роль «лидеру», причём как поощрение.

В этой статье не рассматриваем детали преподавания материала будущим корреспондентам, операторам или режиссёрам монтажа. Для детей с ОВЗ VII вида это почти непосильные профессии. Задачей курса «Тележурналистика» являются социализация, воспитание взаимопонимания и слаженности при работе в команде, а также попытка научить структурировано мыслить, анализировать и излагать выбранную тему максимально простым и адекватным восприятию методом. Но всё же – нет ничего невозможного!

Тележурналистика для школьников

Метапредметные результаты.

В современном, перегруженном информационном потоке, качество и структура подачи информации не всегда соответствуют запросам потребителей. Учащиеся школьного возраста привыкают к мгновенным новостям, быстрым ответам и поверхностному изучению материалов. Язык общения обедняется, факты искажаются, а для глубокого анализа не хватает времени и компетенции.

Ситуацию коренным образом меняет курс тележурналистики, преподаваемый в системе дополнительного образования. Сложная в теории дисциплина, на практике оказывается отличным инструментом в области воспитания, развития и образования.

В основе моего курса «Тележурналистика» лежит изготовление сюжетов. Со всем многообразием жанров, тем и сценариев. Образовательная программа затрагивает широкий спектр знаний в области производства телевизионных сюжетов.

Школьники с 14 до 17 лет, погружаются в интересный мир журналистики, и сразу выявляется ряд сложностей:

  • • Неумение задавать открытые вопросы и отвечать на них;
  • • Дикция и артикуляция требуют проработки;
  • • Отсутствует понимание основ структурирования информации;
  • • Зажатость или гиперактивность во время обучения.

В процессе изготовления видеосюжетов, нет места «имиджевым провалам». Подростки не желают глупо выглядеть перед аудиторией по ту сторону экрана.

Здесь и реализуется метапредметный подход в образовании. Школьники в короткий срок овладевают основами мастерства медиасферы, а по разнице входного и промежуточного контроля чётко видна динамика роста смежных компетенций.

То, что не было усвоено на уроках, например русского языка и литературы, быстро приходит в соответствие. Поддержание «имиджевого статуса», чувство сопричастности со СМИ, телевидением, журналистикой – побуждают в ребёнке желание к самообразованию. Достигаются метапредметные результаты, способствующие развитию и воспитанию учащихся.

В итоге, теория тележурналистики может и «хромать» в плане усвоения материалов. Но нужно ли погружать подростков в глубины профессиональной рутины? Практика выходит на передний план по усвояемости и качеству исполнения.

Учитывая Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, можно считать, что главные задачи дополнительного образования выполняются – воспитание, развитие и образование происходит как предметным, так и метапредметным способом. Обучающиеся в короткий срок достигают следующих навыков:

  • • Умение правильно формулировать мысли и идеи;
  • • Структурировать информацию;
  • • Коммуницировать с людьми любого возраста и положения;
  • • Излагать материал красиво, грамотно и чётко;
  • • Владеть необходимой аппаратурой и программным обеспечением;
  • • Создавать и чувствовать атмосферу адекватную излагаемой идее.

Подводя итоги, хочется заметить, что уровень культуры, образованности, интеллигентности среди подростков, повышается пропорционально использованию метапредметных технологий образовательного процесса.

Преподавание курса тележурналистики лишь способствует усилению и фиксации подобных результатов, поскольку охватывает многообразие профессий как имиджевых, так и сугубо технических.

При появлении долгосрочных результатов, после глубокой аналитики всех процессов, можно ожидать появления в дополнительном образовании новых, инновационных направлений, в которых метапредметные результаты по совокупности будут превосходить результаты основного вектора обучения.